«Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения». С тех пор, как с киноэкрана впервые прозвучала эта фраза, пресловутый автомобиль для многих жителей постсоветского пространства стал более привычным видом транспорта, чем, скажем, автобус или даже метро. Когда-то нас смущало, что американцы ездят в магазин на авто. Помните еще один киношный «перл»: «Наши люди в булочную на такси не ездят. – Ага, ага»? Теперь вот и соотечественники предпочитают за покупками отправляться на машине. В самом деле – не тащить же все на себе, когда «железный друг» под рукой. Прямо пропорционально увеличению количества счастливых автовладельцев растет и интерес к покорению родных просторов и сопредельных территорий – опять-таки, преимущественно на автомобиле. Автотуризм, который и в былые годы пользовался у украинцев немалой популярностью, сегодня набирает обороты еще более активно.

Автотуризм в массы

Преимущества автомобильного путешествия понятны: автомобиль обеспечивает свободу и быстроту передвижения, расширяет возможности активного знакомства с местностью, позволяет сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. А посмотреть в нашей стране есть на что, тем более, если колесить по городам и весям на машине. Составил маршрут, упаковал снаряжение в виде палатки, спальных мешков и т.д. (конечно, если есть желание почувствовать себя автокочевником в полном объеме) – и вперед. Даже консервами теперь запасаться не нужно. Благо, вопрос питания в пути теперь проблемой не является. На трассах полно всевозможных кафе, ресторанов, мини-гостиниц, мотелей и кемпингов, где вам всегда будут рады, встретят с дорогой душой и накормят – вкусно, сытно, а иногда – даже изысканно. Соответственно, там же можно и переночевать: большинство придорожных заведений, как минимум, сочетают в себе функции общепита и мотеля. В качестве эконом-варианта можно выбрать палаточный городок. Александр Ревзин, менеджер, г. Киев: «Мне достаточно часто приходится ездить в командировки по Украине, в основном на машине. Не могу не отметить, что за последние несколько лет количество точек питания и мест, где можно было бы остановиться на ночлег, на украинских трассах значительно возросло, а качество сервиса в них улучшилось». Все «предприятия сервиса» работают круглосуточно, что удобно, в первую очередь, для транзитных автотуристов. Более того, многие из таких заведений расширяют традиционный перечень предлагаемых услуг за счет медпунктов и аптечных ларьков, саун и массажных кабинетов, различных развлечений. Светлана Шевченко, домохозяйка, г. Полтава: «Останавливались в одной корчме под Симферополем. Если бы море было рядом, можно было бы вообще дальше никуда не ехать: отличная гостиница, бассейн, пруд для рыбалки, лошади, на которых можно было покататься и даже мини-зоопарк – дети были в восторге». Вопрос, где заправиться, тоже вряд ли возникнет. Буквально через каждые 500 метров к услугам автомобилистов – автозаправочные станции или комплексы. С учетом того, что цены на ГСМ большинства операторов этого сегмента рынка мало разнятся, наматывать километры в поисках источника более дешевого горючего не потребуется, т.к. подобные поиски заранее обречены на провал. Традиционно цены на ГСМ несколько увеличиваются по направлению с Севера на Юг, и достигают своего пика в Крыму. Поэтому тем, кто отправляется в автопутешествие в сторону Крымского полуострова, нужно быть к этому морально и материально готовым. Поломки в дороге – тоже вещь поправимая, благо, количество СТО вдоль отечественных трасс практически равно количеству АЗС. Хотя без, как минимум, одной запаски отправляться в путь все же не стоит.

Развитию автотуризма в немалой степени способствует и развитие сопутствующих сервисов: производство, продажа, аренда туристического оборудования, аренда автомобилей и даже доставка громоздкого оборудования или грузов в указанный вами пункт назначения. Подобную услугу, в частности, с прошлого года предлагает своим клиентам Национальная служба доставки «Ин-Тайм».

При всех преимуществах автотуризма есть ряд моментов, игнорировать которые нельзя. В первую очередь это вопрос безопасности. Конечно, сегодня не «лихие 90-е», но соблюдать определенные правила поведения в пути все же необходимо. Что называется, на всякий пожарный. У дальнобойщиков, например, есть непреложное правило: не останавливаться в малознакомых местах, а только в специально для этого предназначенных. Мелочь, а неприятностей избежать поможет. Для путешественников на легковых авто этот принцип тоже актуален.

Эх, путь-дорожка…

После историй о благах придорожного сервиса пора перейти к разговору о самих дорогах. Из девяти европейских транспортных коридоров четыре проходят по территории нашей страны. Добраться в Украину можно любым транспортом, внутри страны сеть путей тоже достаточно развита (протяженность автомаршрутов составляет в среднем 5 тыс. км). Проблема заключается в их качестве. Всем известное высказывание классика окажется здесь как нельзя более справедливым. Состояние автомобильных дорог в Украине – одна из объективных бед, «заретушировать» которую не в силах даже прекрасные виды живописной украинской природы и многочисленные исторические достопримечательности. Как и двести лет назад, после осенних дождей и зимних снегопадов наши дороги (в том числе и заасфальтированные) становятся малопригодными для передвижения, покрываются ямами и рытвинами. А проводимая местами на скорую руку легкий дорожно-ремонтный ремонт приводит к тому, что вместо рытвин на дорожном полотне появляются не менее многочисленные холмы и прочие выпуклости.

Конечно, даже в Украине есть трассы, качество которых может считаться вполне приличным, но таких найдется очень и очень немного. Традиционно более приличным качеством отличаются дороги в Западном регионе. Практически на уровне мировых стандартов дороги Киев-Луцк, Львов-Киев, Днепропетровск-Полтава. В более-менее нормальном состоянии поддерживаются транспортные развязки в Центральном регионе. В категорию ниже среднего автоматически попадает Восточный регион: Артемовск, Краматорск, Горловка и др.– наиболее проблемные места на карте украинских автомобильных дорог. В Северном регионе тоже не все гладко – в прямом смысле (кто ездил через Кременчуг, хорошо понимают, о чем речь).

Больше всего от некачественных дорог страдают даже не автотуристы, а те, чья работа связана с ежедневными поездками – профессиональные водители. Именно им приходится демонстрировать чудеса находчивости в попытке победить родное украинское бездорожье. Байков Валерий, водитель ,, ООО «Ин-Тайм»: «У нас в Украине мало дорог, состояние которых можно описать, пользуясь только литературным языком. Ситуация обостряется весной, после того, как сходит снег. В этом году нашим ребятам, которые возили грузы в южном направлении (Николаев, Одесса) пришлось после зимы по обочине ездить – дороги вообще никуда не годились. С этим сталкиваются все водители. Для нас это двойная проблема, потому что мы работаем в экспресс-доставке, а пока объедешь все ямы, теряешь кучу времени. Клиентам же не будешь объяснять: мол, опоздали, потому что у нас дороги такие замечательные. В результате едешь и по ямам, а потом машины на ремонт становятся в два раза чаще».

В общем, приходится констатировать, дороги у нас не для слабонервных. Кстати, кроме ухабов, они полны и других неожиданностей. На этот раз уже для автолюбителей. Например, если нет GPS, а дорога малознакомая, желательно планировать передвижение в светлое время суток. В противном случае, даже при наличии карты есть шанс заблудиться: с указателями в глубинке, судя по отзывам автотуристов, дела все еще обстоят неважно.

Украина туристическая

Несмотря на ряд объективных проблем, для автотуристов и туристов вообще Украина может стать источником множества необыкновенных открытий и ярких впечатлений. Причем, прежде всего для украинских, поскольку мы о Турции и Греции знаем больше, чем о родной стране. Для большинства жителей стран дальнего зарубежья Украина тоже пока остается в значительной степени терра инкогнита, так что и здесь потенциал у отечественной туристической отрасли очень велик. Знатоков старины, безусловно, заинтересует юг Украины с его археологическими раритетами, раскопками античных городов Причерноморья: Тиры, Ольвии, Пантикапея, Херсонеса. Значительный интерес для туристов представляют храмы и монастыри времен Киевской Руси, расположенные в Киеве, Чернигове, Овруче, Владимире-Волынском; средневековые крепости в Луцке, Меджибоже, Каменец-Подольском, Хотине, Белгород-Днестровском, Ужгороде, Мукачево; дворцовые комплексы Крыма, Львовщины и Черниговщины; памятники деревянной сакральной архитектуры в Карпатах… Список можно продолжить. На территории Украины расположено тридцать крупных биосферных и природных заповедников и национальных парков, а также уникальные по видовому разнообразию произрастающих в них растений ботанические сады (прежде всего, в Крыму) и прекрасные ландшафтные парки, многие из которых представляют не только культурную, но и историческую ценность. Немного конкурентов найдется у Украины и по богатству лечебными природными ресурсами. На ее территории находятся источники минеральных вод и бальнеологических грязей всех типов (Моршин, Свалява, Миргород, Трускавец, Хмельник, Евпатория, Куяльник). По своим лечебным возможностям наши бальнеологические курорты не уступают лучшим курортам мира, при этом стоимость санаторного лечения в Украине гораздо ниже. К лечебным природным ресурсам, безусловно, относится и экосистема Крымского полуострова. В настоящее время здесь насчитывается около 2775 видов дикорастущих растений. Вместе с культивируемыми их количество достигает 3500 видов, т.е. более 60 % флоры Украины! Крым также единственный в Украине и один из восьми европейских регионов, признанных Международным Союзом охраны природы мировыми центрами разнообразия растений. Ну, а если переключиться с природных ресурсов на человеческие, то Украине и здесь, можно сказать, повезло. Национальное гостеприимство и хлебосольство давно уже стало притчей во языцех. Кроме того, украинцы (во всяком случае пока) не страдают ни ксенофобией, ни расизмом. Так что есть все предпосылки, что любой иностранец, отправившись в путешествие по Украине, будет чувствовать себя здесь как дома.