164

Настоящее путешествие — когда мчишься в неизвестность, когда не знаешь, что тебя ждет за поворотом… Планируя маршрут для отдыха, мы все чаще и чаще решаем преодолеть его на машине. В этом случае караванинг — новое слово в отечественном туризме или все-таки хорошо забытое старое — подойдет как нельзя лучше. Уже сегодня караванинг является альтернативой не только организованному туризму, но и обычному автотуризму.

Перекати-поле

Караванинг — экзотическое слово для украинского туриста, но уже стремительно завоевывающее сердца любителей путешествовать с комфортом. Термин caravanning переводится с английского языка как «автотуризм с проживанием в автофургонах или автоприцепах». Или попросту в автодомах без спальных мешков, палаток и котелков, но с комфортом.

Первые упоминания о домах, которые передвигаются, встречаются еще в письменных источниках Древнего Египта. Современными родоначальниками «передвижных домов» считают американских переселенцев на Дикий Запад, пересекавших континент с семьями и кухонной утварью на крытых повозках или фургонах.

Родителями караванинга в Европе по праву считаются немцы. Это туристическое направление начало развиваться в 30-х годах XX века в Германии, но после того, как разразилась Вторая мировая война, интерес к караванингу  упал. В послевоенное время европейцы стали очень экономными — лишние траты им были ни к чему.

Тем не менее возникали фирмы, где на время отпуска брался напрокат жилой прицеп. Впоследствии появились специально оборудованные кемпинги, где были свет, вода, и к ним оставалось лишь подключиться. Но уже в конце 50-х годов немецкий холдинг Hymer совершил революцию в мировой автомобильной промышленности: в массовое производство были запущены первые дома на колесах, которые предусматривали размещение нескольких человек и были рассчитаны на продолжительные путешествия. С тех пор именно немцы задают европейскую моду в этой области. Сейчас в Европе насчитывается более 100 000 единиц домов на колесах.

Но настоящий расцвет караванинга произошел в США. Обрушившаяся на Америку Великая депрессия спровоцировала появление домов на колесах, так как в те тяжелые времена миллионы людей перемещались в поисках хоть какого-то заработка.

По статистике около 6 миллионов сезонных рабочих ютились в жилых прицепах. С тех пор мобильное жилье стало одним из самых характерных явлений американского образа жизни. В 90-х годах одновременно в Европе и в Америке появились дачи на полноприводных шасси для любителей дикой природы. На сегодняшний день этот вид туризма один из самых популярных в США.

В советское время на просторах нашей необъятной родины организованный караванинг активно продвигала компания «Интурист». Особой популярностью пользовался маршрут  «Золотое кольцо».

Мобильность, автономность и комфорт 

Автотуризм сам по себе замечателен тем, что позволяет планировать поездку в удобное время и останавливаться в пути, где захочется. А караванинг, в свою очередь, — совершенно особый вид автотуризма, позволяющий путешествовать всей семьей, оставаясь в привычной обстановке. Путешествие с автодомом существенно экономнее, если сравнивать его с поездками на любом другом транспорте. Дешевле разве что велосипед.

Автодом — это не просто «дом на колесах» или «транспортное средство повышенной комфортности». Это возможность в любой момент выйти из дома, сесть за руль, оказаться в нужном, в том числе и необжитом, месте и даже какое-то время пожить там. Причем пожить, оставаясь в «своей среде» — чего не даст ни один отель. Понимание этого привносит в жизнь человека дополнительную степень свободы. Соединяя в себе мобильность, комфорт и автономность, караванинг становится настоящей философией путешествий.

С путешествием на колесах легко сочетаются другие интересы: краеведение  и страноведение, история, спорт, фотография. В таких домиках на колесах удобно перевозить детей, которые принимают участие в каких-либо соревнованиях. Научные сотрудники используют автодома в своей исследовательской деятельности и как передвижные лаборатории, политики как офис «штаба» команды, передвижной пресс-центр, спортсмены как место отдыха в перерывах между соревнованиями или медицинский пункт. Во время съемок художественных, телевизионных фильмов в таких домах перемещаются и проживают артисты.

Дом, который всегда с тобой

Конечно покупка своего «дома на колесах» — дело хорошее, хоть и дорогостоящее. Однако за рубежом автотуристы предпочитают брать такую технику напрокат. Чем больше дней, тем выгоднее. Выгода бесспорна, если всей семьей отправиться путешествовать по миру: экономия на проживании в отеле, питании в ресторане и не только на этом.

«Дом на колесах» наибольшее распространение получил в двух исполнениях: в виде прицепа-каравана и кемпера, имеющих различные шасси.

Прицепы-караваны являются прицепами к автомобилю, и уже непосредственно в таком прицепе оборудуется жилое помещение, своего рода небольшая комната. Многие производители изготавливают туристические прицепы в двух видах  — полностью автономные и  «кемпинговые».

Последние рассчитаны на подключение к централизованным системам водоснабжения, канализации и электропитания. Также для прицепов, как дополнение, нередко предлагаются палатки и тамбуры из палаточной ткани.
Кемперы — это традиционно оборудованные автомобили, напоминающие микроавтобус, в которых есть все самое необходимое для того, чтобы проживающие в нем путешественники чувствовали себя комфортно во время автопутешествий.

Несмотря на свои немаленькие размеры, они очень устойчивы и аэродинамичны. Чаще всего покупают и берут напрокат автодома двух типов: класса «С» и класса «А». Если путешествовать в маленькой компании, не более трех человек, то класс «С» — это то, что нужно. Стандартно он комплектуется трансформируемой мебелью, газовой плитой, мойкой, холодильником,  умывальником, туалетом, душем, емкостью для воды.

Если же собирается большая компания (от 6–7 человек) — тогда класс «А». Этот кемпер — уже самый настоящий уютный дом с кухней с холодильником, микроволновой печью, столовой, санузлом, горячей и холодной водой, мягкими диванами, стереосистемой и телевизором. В таком кемпере будет уютно в любое время года и даже в самом далеком путешествии.

Основное преимущество кемперов — способность передвигаться самостоятельно, без буксировщика, в отличие от прицепов. Также как и прицепы, они могут быть и «кемпинговые», и автономные. Стоимость кемпера колеблется от 50 до 300 тысяч евро. Пока, к сожалению, далеко не все в Украине могут позволить купить себе такую роскошь на колесах.

Своя «хата» сзади

В нашей стране у караванинга еще не так много приверженцев. Но извечное человеческое стремление людей к перемене мест и чисто украинское — иметь «свою хатку», а также перспектива возрождения в нашей стране внутреннего и въездного туризма, позволяют сделать вывод, что ситуация постепенно будет меняться в лучшую сторону и в ближайшее время караванинг станет очень популярным видом отдыха в Украине.

И как бы мы их не называли, или дома на колесах, или как принято в Европе — караваны и кемпера, а в Америке — трейлеры, все равно, это самое удобное средство передвижения для отдыха и путешествий всей семьей или компанией.

Автор Алена Тихоненко. Газета «Деньги».